Энциклопедия танца: Пасодобль (пасадобль)
Жизнь – это борьба. Танец пасадобль именно об
этом. Гордые и темпераментные испанцы считали, что только
победитель-тореро достоин жизни, достоин успеха, достоин любви
Пасодобль (чаще встречается
произношение пасадобль, но правильно писать через букву "о") – это
испанский танец, имеющий много общего с фламенко и фанданго. В переводе с
испанского, Paso doble означает «двойной шаг», так как каждый второй
шаг в танце подчеркнут. Вначале танец носил название «Spanish One Step» -
«один испанский шаг», так как шаги делаются на каждую музыкальную долю.
Пасадобль, как и многие испанские танцы, отображает один из аспектов
жизни и быта испанцев, а именно корриду – бой быков. Это своеобразное
театрализованное действие, где партнер изображает гордого, уверенного в
себе тореро, а партнерша – его плащ. Иногда партнерша может изображать
другого тореро, и очень редко – поверженного быка.
История возникновения танца
Бои быков впервые появились на острове
Крит, а в Средних веках они стали популярными и в Испании. В начале 18
века испанская коррида приобрела вид, близкий к современному. Выход
тореадора на арену сопровождался музыкой, а любимое зрелище испанцев
отобразилось в танцевальном искусстве. Некоторые источники утверждают,
что первыми отразили это действо в танце французы. Южная Франция
находится недалеко от Испании, и уже в 1910 году на соревнованиях
французскими танцорами был исполнен танец «Одного шага» – так называли
прототип пасодобля. В 20-ых годах 20 столетия испанская коррида
воплотилась в сценическом танце. С 1945 года пасодобль вошел в
конкурсную программу бальных латиноамериканских танцев.
Что такое пасодобль?
Танец исполняется под сопровождение с
музыкальным размером 2/6 или 2/4. Главная роль в пасодобле отводится
партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро
предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность,
превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро,
держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под
движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между
партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают
исполнителям лишь небольшую артистическую свободу. Многие фигуры
пасодобля требуют непрерывного физического контакта между партнерами,
при котором задействованы все группы мышц. Мужчина и женщина
соприкасаются всей поверхностью своих тел – от грудей до бедер.
Пасадобль в исполнении является сложным танцем и от исполнителей требует
каждодневных тренировок. Прежде чем основные движения пасодобля будут
освоены танцором, пройдут многие месяцы упорного труда.
Музыка пасодобля энергична,
темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое
проникновение в музыкальное сопровождение. Ритмически музыка пасадобля
соответствует цыганскому танцу "Espana Cani", в котором присутствуют три
музыкальных акцента. Эти же акценты присутствуют и в пасодобле. Первый
акцент – начало корриды, второй – бой с быком, третий – торжество
победы.
Особенности пасадобля
От других танцев пасодобль отличает
постановка корпуса с поднятой грудью и опущенными плечами, с жестко
фиксированной головой, иногда наклоненной вниз и вперед. Высоко поднятая
грудь передает чувство гордости, а наклоненная вниз голова
соответствует позе матадора. Большинство шагов в пасодобле выполняются с
каблука, нога, при этом, остается прямой, а вес не переносится на пол в
полной мере. Это самый быстрый танец латино-американской программы и
единственный, в котором главная роль отводится не партнерше, а партнеру.
В пасодобле, по сравнению с другими
танцами латиноамериканской программы, акцент ставится не на технике, а
на драматизме танца. Это единственный танец, в котором присутствует
сюжетная линия.
Зародившись в Испании, пасодобль
считается своим и в странах Латинской Америки. Этот танец, как жизнь,
включает в себя и страсть, и любовь, и борьбу, и поражения, и победу.
|